Alliance Francaise
АЛЬЯНС ФРАНСЕЗ И ФРАНЦУЗСКИЙ ИНСТИТУТ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Сборник исторических очерков
Institut Francais
Филипп Евреинов
Генеральный секретарь Французского Института

Второе рождение Французского Института в Санкт-Петербурге

Первым шагом в воссоздании Французского Института в Санкт-Петербурге стало его размещение.

Мишель Тарран, уже атташе по культуре при генеральном консульстве Франции в Ленинграде и директор Альянс Франсез, был автором идеи размещения внешней службы Министерства иностранных дел Франции в городе, издавна претендовавшем на роль культурной столицы России. У французских властей никогда не пропадал интерес к французскому культурному закреплению в бывшей столице Российской империи. Они содействовали созданию Альянс Франсез в тот момент, когда советские твердыни необратимо рушились, а значение такого города, как Санкт-Петербург, побудило французские власти наметить открытие культурного центра, подчиненного Министерству иностранных дел. Таким образом, в интересах координации было решено назначить на руководство обоими учреждениями единого директора.

Если рассматривать вопрос исключительно в плане французских правовых норм, то создание этого нового учреждения не вызывало никаких трудностей. Будучи в течение 1992 года присоединенным к московскому Французскому Культурному Центру, оно уже с 1-го января 1993 года обладало финансовой самостоятельностью. 12 ноября 1992 года с новыми российскими властями было подписано межгосударственное соглашение "О статусе и деятельности культурных центров", которое и гарантировало существование учреждения. Это соглашение, предоставляющее возможность каждому из двух государств создавать культурные центры не только в столицах, явилось фактическим признанием существования французского культурного центра в Санкт-Петербурге. Обмен письмами должен закрепить его создание, в то время как одновременно происходило регламентарное принятие принципа исполнения соглашения с русской стороны и процедура парламентской ратификации - с французской  1 .

Что касается размещения этого центра, первоначальное предложение по реставрации одного из петербургских дворцов было отклонено в пользу более скромного решения. В контексте исключительной сложности подбора помещений из-за царившей тогда в России юридической неразберихи, а также отсутствия рынка недвижимости, Академическая Капелла им. Глинки, располагавшая обширными помещениями, предложила предоставить в соответствии с соглашением о сотрудничестве французской стороне площадь размером около 425 кв. м., что позволяло разместить культурную организацию с библиотекой и отделами. Это музыкальное учреждение, подчиненное городской администрации, имеет также идеальное местоположение: в самом сердце исторического центра, в двух шагах от Эрмитажа.

По мнению парижских инициаторов, санкт-петербургский французский культурный центр как можно скорее должен был стать Французским Институтом в Санкт-Петербурге, вновь обретя название престижной организации, основанной по инициативе Поля Думера, впоследствии президента Французской республики, - организации, предшествовавшей нынешнему институту до 1917 года. В сферу ее деятельности входили связи, в частности академические, между Францией и бывшей российской столицей. Название "институт" должно было подчеркнуть назначение этого учреждения заниматься вопросами университетского сотрудничества. Подобное предназначение было поставлено по сомнение трансформацией с 1992 учебного года Французского колледжа в Санкт-Петербурге (созданного, как и его московский аналог, Мареком Хальтером), в истинную программу в сфере общественных наук при Санкт-Петербургском Государственном Университете.

Выполнение Россией и Францией формальностей, связанных со вступлением в силу франко-российских культурных соглашений, позволило министру Иностранных Дел г-ну Алену Жюппе в ходе его официального визита в Россию торжественно открыть в присутствии высоких представителей власти и российской интеллигенции Французский Культурный Центр в Москве (20 мая 1994 года) и Французский Институт в Санкт-Петербурге (21 мая 1994 года). Присутствие министра в сопровождении двух депутатов _ г-на Андре, президента группы франко-русской дружбы Национальной Ассамблеи, и г-на де Буаю, а также г-жи Каррер д'Анкосс, члена Французской Академии, - стало знаком одобрения первых мероприятий этих действующих уже в течение двух лет центров и гарантией их дальнейшего развития. В своей выразительной речи, произнесенной на торжественном открытии, мэр Санкт-Петербурга и большой почитатель французской культуры Анатолий Собчак подчеркнул положительную оценку, данную деятельности этого молодого учреждения российскими властями и высказал намерение оказывать ему поддержку и впредь. Это событие укрепляет положение Французского Института и в принимающем его учреждении. Художественный руководитель Капеллы, г-н Владислав Чернушенко, с теплотой сказал, что присутствие Французского Института в Капелле придает деятельности Франции в музыкальном сфере особый блеск, в какой-то мере компенсируя неудобства из-за отсутствия собственных помещений. Министр и г-н Собчак, который посетил медиатеку и помещения Французского Института в первый раз, отметили их высокое качество и большой успех у публики. Компьютеризация явилась приоритетом дальнейшего развития на ближайший год.

После разрешения вопросов статуса и обустройства помещений Французского института необходимо было определить его функции и задачи. Все вопросы преподавания французского языка были переданы Альянс Франсез. Для Французского института были определены две функции:

- управление центром документации и информации, библиотекой -медиатекой;

- организация культурных мероприятий и, в частности, художественных в сотрудничестве с культурной службой посольства Франции в Москве и с Французской Ассоциацией Художественной Деятельности (АFАА).

После преодоления трудностей, связанных с первоначальным сосуществованием двух организаций (общий персонал, сложность распределения материальной собственности и накладных расходов), роли между двумя главными французскими культурными организациями в Санкт-Петербурге разделились.

Медиатека, первая подобного типа в городе, была организована благодаря усилиям г-жи Мирей Блатманн, супруги Генерального консула Франции. После создания этого незаменимого учреждения сами сотрудники подняли планку очень высоко, уверяя франкофилов города, что здесь они могут найти все искомые материалы. До сего момента ничто не опровергает вышесказанное.

Первый заместитель директора, назначенный министерством, г-жа Лоранс Ажеж, помимо возложенной на нее ответственности за персонал и бюджет, активно занялась продвижением французского кинематографа в Санкт-Петербурге. Эта специфическая особенность должности была поддержана вторым заместителем директора, Натали Бессис-Дернов.

Вызванная теснотой необходимость переезда из помещений медиатеки Бюро по Лингвистическому и Образовательному Сотрудничеству (BCLE), руководимому сначала Сильви Ле Бюзелье, а затем Марианной Томи, отметила новый этап в истории воссозданного Французского института.

* * *

Вторым заметным этапом в истории Французского Института стало время его утверждения в своем культурном назначении.

Второй директор, Оливье Гийом, отметил при своем вступлении в должность важную сторону проделанной до него работы: за короткое время удалось создать все элементы разветвленной структуры, существующей и сегодня за исключением BCLE, ставшего в ноябре 1996 года Центром Французского Языка (CLF). Оливье Гийом завершил, в частности, устройство Французского института, дополнив его структуру отделом приказов.

Тем не менее, прежде всего, этот новый этап был отмечен в начале 1995 года набором профессиональных кадров. Катрин Куно, знаток библиотечного дела и страстная поклонница русской культуры, завершила обустройство медиатеки и информационного центра и придала ей высокое профессиональное качество, поддерживаемое и сегодня. Ответственная за информационный центр с момента его создания, Евгения Бояркина _ не только бдительный хранитель этой "традиции", но также и сторонница новшеств. Началось быстрое развитие книжного отдела.

Помимо упомянуто выше вопроса расширения площади была произведена компьютеризации каталога и продлены часы работы для публики. По инициативе Катрин Куно развивались связи с библиотеками города и консульского округа: прием русских библиотекарей-стажеров, передача в дар книг при поддержке посольства , организация мероприятий "Праздник чтения". Особенно тесные связи установились с Российской Национальной Библиотекой (бывшая Публичная библиотека им. Салтыкова -Щедрина), в которой размещается фонд Вольтера. Активны и контакты с издателями, а их участие в Программе поддержки книгоиздания "Пушкин" постоянно разширяется.

Алла Беляк придала новое дыхание работе отдела культурных мероприятий, который был поручен ей в январе 1995 года. В частности, было намечено сотрудничество с крупными культурными учреждениями города, преимущественно музыкальными и хореографическими. Финансовый кризис, жестоко потрясший страну, вынудил культурные учреждения города "выкручиваться". Проводятся многочисленные фестивали, что, тем не менее, не может скрыть бедственного положения. Но "свободный доступ" в Капеллу позволил Французскому институту провести здесь множество концертов. Возросла конкуренция с нашими европейскими партнерами (Британский Совет, Институт Гете), и "западная марка" утратила свою притягательность. Санкт-Петербург по-прежнему остается городом меломанов, но многие грани французской музыки пока еще здесь неизвестны. Симфония Turangalila Мессиана была впервые исполнена в России благодаря содействию Французского института. Для представления в городе, который долго оставался закрытым для современной хореографии, был выбран цикл "обновленного классического балета".

Помимо обязанностей по составлению программы деятельности Французского института и распоряжению его расходами, основными задачами директора, "исполняющего должность атташе по культуре", являются координация работы различных служб французского культурного присутствия, работа в области технического и аудиовизуального сотрудничества для Посольства, а также координация на месте приглашенных и прибывших в командировку.

* * *

Третьим этапом, находящимся в стадии завершения, является реорганизация _ главным образом административная _ с целью оптимизации деятельности французского культурного присутствия в Санкт-Петербурге путем усилий, направленных на сотрудничество и рекламу, включая поиск меценатов, расширение числа партнеров в области культуры, аудиовизуального и университетского сотрудничества.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации персонал Французского института защищен трудовым договором без ограничения срока. Большинство сотрудников исполняющих свои функции более пяти лет, освобождены от испытательного срока. Русский персонал Французского института в Санкт-Петербурге характеризуется помимо часто отмечаемой французскими гостями открытости, редкой преданностью французской культуре, а также своим постоянством. Это молодые сотрудники, принятые на работу большей частью до 1994 года, как Виктория Шалина, исполняющая обязанности секретаря трех директоров, последовательно сменивших друг друга с момента создания института. Дирекция Французского института старается предоставлять сотрудникам возможность повышения квалификации как во Франции, так и в Москве и на месте.

Договор аренды с Комитетом управления городским имуществом (КУГИ) был подписан по правилам и в надлежащей форме 28 декабря 1998 года. Этот договор заменил соглашение о сотрудничестве, заключенный с Государственной Капеллой в 1993 году и продленный в 1995 году. Альянс Франсез первым подписал договор с Капеллой о занимаемых помещениях, позволив тем самым Французскому институту работать до момента урегулирования его статуса. Сегодня Французский Институт полноправно занимает помещения, а административный персонал Альянс Франсез продолжает бесплатно занимать часть помещений Французского института. В итоге настоящего боевого похода по пост-советским бюрократическим инстанциям Генеральный консул Франции, г-н Александр Кельчевский, подписал договор об аренде, что позволило продолжить французское культурное присутствие в сердце Санкт-Петербурга и прояснить отношения с Капеллой.

Сильный акцент был поставлен на общественных связях и рекламе Французского института. Мероприятия, проводимые или поддерживаемые Французским институтом, отныне представлены в программах на триместр издаваемых по примеру Французского Культурного Центра в Москве и многих наших европейских партнеров, несмотря на высокие расценки в типографиях. Ответственный за связи с прессой, Олег Быховский, пришедший с телевидения и работающий в тесной связи со своей коллегой из Генерального консульства Изабель Тураншо, делает ежедневные выборки из местной периодики, проводит пресс-конференции и составляет пресс-релизы для каждого мероприятия.

Таким образом, Французский Институт успешно зарекомендовал себя, как и появившийся первым Альянс Франсез, курсы которого заслуженным успехом у франкофилов Санкт-Петербурга. Вот уже три года Французский институт активно ищет меценатов для финансовой помощи своим мероприятиям в стране, возобновившей налоговую инквизицию, достойную Петра Великого. Французский институт долгое время тесно сотрудничает с радиостанцией "Европа Плюс" выступающей в роли информационного спонсора. Достаточно взглянуть на афишу Бала 13 июя 2000 года, чтобы увидеть, сколько меценатов смогли откликнуться на призыв!.. Этот поиск спонсоров происходит наряду со стремлением оказывать содействие и принимать участие в местных культурных инициативах, не лишенных размаха, - таких, как выставка Пьера Сулажа, которая открывается в Эрмитаже 29 мая 2001 года.

Было начато сотрудничество с местным телевидением, что, прежде всего выразилось в участии Французского института в программе "Окно во Францию". При первой возможности Французский Институт организовывал демонстрации новых французских фильмов по инициативе атташе по аудиовизуальному сотрудничеству Посольства Жана-Кристофа Бобья. Он активно принимал участие как в созданном Александром Мамонтовым Фестивале Фестивалей, как и фестивале короткометражных и анимационных фильмов "Послание к Человеку".

Совместно с Капеллой создан "Французский Сезон в Капелле", представляющий современную французскую музыку. Расширяется и становится все более разнообразным сотрудничество и со многими русскими культурными партнерами, таким как Филармония им. Шостаковича (Жан-Клод Казадесю, Жан-Ив Тибоде), Александринский театр, бывший им. Пушкина (Жан-Пьер Венсан и театр Нантер-Амандье), Мариинский театр (Карин Сапорта) и Эрмитаж (выставка Сулажа). Совместно с Альянс Франсез прикладываются усилия к увеличению числа мероприятий в консульском округе. Лекции в области общественных наук и литературы проводятся чаще всего в медиатеке, где в 1999 году прошла "Французская литературная весна" с участием Алена Роб-Грийе, Рене де Обальдья, Поля Констана, Франсуазы Шандернагор, Ани Эрно, Паскаль Брюкнер и Мишеля Уеллебека.

Задачи Французского Института в области научного сотрудничества, напоминающие о его отдаленном прошлом, заняли важное место. Под эгидой двух своих директоров, Жана-Робера Равьо и Каролины Дюфи, университетский коллеж ищет развития сотрудничества. Лекции, встречи и коллоквиумы организуются совместно с медиатекой _ информационным центром руководимой Лораном Ленуаром. Именно эта согласованность между разными культурными и образовательными учреждениями, установленная директором Французского института Кристианом Фором, позволила под руководством Генерального консула успешно провести весной 2001 года выставку "Эдюфранс". Теперь есть особый сотрудник, в чьи обязанности входит распространение информации о научном сотрудничестве, высшем образовании во Франции и стипендиях, работающий в тесном контакте со своей коллегой, ответственной за информационный центр.

Французский Институт окончательно взял на себя роль моста между научными и творческими учреждениями двух стран. В большой мере благодаря этой роли сложились условия для дальнейшего укрепления французского культурного присутствия в этом любящем Францию городе, являющимся одной из крупнейших метрополий страны (пять миллионов жителей), который по-прежнему остается культурной столицей России, пусть и не имея уже долгое время средств для этого. Санкт-Петербург призван оставаться важным научным и творческим полюсом притяжения, достойным своей роли "окна в Европу" в стране, претерпевшей глубокие изменения за последние десять лет.

[ Петербург говорит по-французски ]
[ Альянс Франсез ]